РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ. 623950 г. Тавда, Свердловская область, ул. Ленина 87а, тел. 5-01-11 Принята Педагогическим советом Протокол № 5 от 31.08.2021г. Утверждена: приказом заведующего МКДОУ детский сад № 22 от 16.02. 2022г. № 18 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр – творчество – дети» Возраст детей 6 -7 лет Вид программы: авторская. Бармина Светлана Николаевна Разработчик программы: музыкальный руководитель Тавда 2021 Содержание: Раздел I. Целевой 3 1.1.Пояснительная записка. 1.1.1.Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 3 8 1.2.Планируемый результат 11 Раздел II. Содержательный. 12 2.1.Учебно-тематический план обучения по реализации программы дополнительного образования. 2.2. Календарно – тематическое планирование. Раздел III. Комплекс организационно-педагогических условий. 3.1. Календарный учебный график 3.2.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 3.2.1.Оснащение музыкального зала 12 3.2.2. Учебно-методические и наглядные пособия. 43 3.2.3. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 45 3.2.4. Ссылки на использованные Интернет-ресурсы: 46 3.3 Кадровое обеспечение программы. 47 3.4. Список литературы 47 2 20 41 41 42 42 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр – творчество – дети» возраст детей 6 -7 лет разработа на в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детский сад №22. При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384); 3. Инструктивное методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г №65/23-16, определяющее требования к нагрузке детей, планирование учебной нагрузки в течение недели; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"2.4.3648-20,утверждѐнными Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20; 6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы); 3 7. Устав МКДОУ детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности художественно – эстетическому развитию детей; по 8. Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом от 27.08.2021г № 86/1. 9. Положение о дополнительном образовании воспитанников. Один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в ФГОС ДО: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребѐнка». Для художественно - эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей, которые представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые являются прекрасной возможностью раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитанием творческой направленности личности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: Социально-коммуникативное; Познавательное; Речевое; Художественно-эстетическое; Физическое. Театрализованная деятельность как ресурс художественно-эстетического развития. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. 4 Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений Театрализованные игры и спектакли позволяют воспитанникам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Направленностьдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественная и способствует театральному развитию дошкольников. Направлена на создание условий для развития сценических способностей ребенка, общее развитие дошкольника и первичное формирование у детей необходимых базовых знаний умений и навыков в рамках театрального искусства, развитие самостоятельности, активности, инициативы в процессе театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, музыкальной, изобразительной, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении -какой-либо познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромисс -важные моменты данной программы. Данная программа направлена на приобщение дошкольников к миру искусства. 5 Новизна программы. Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в том, что происходит поэтапное ознакомление дошкольников с видами театра, особенностями театрального искусства, что позволяет воспитанникам проявлять самостоятельность в художественном творчестве, активности. Воспитанникам дается возможность самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Новизна также заключается в применении здоровьесберегающих технологий: • дыхательная гимнастика; • артикуляционная гимнастика. • пальчиковые игры со словами, • гимнастика для глаз, • сказкотерапия. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественноэстетическую, коммуникативную, физическую. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимую индивидуальность. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения. Основной формой проведения образовательной деятельности является игра. Театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребѐнка – потребность в игре и создаѐт условия для проявления его творческой активности. Актуальность программы. 6 Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на создание условий для развития ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Современному обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Средства и методы театрально-игровой деятельности, направлены на развитие речевого аппарата, фантазии и воображение, артистических способностей детей дошкольного возраста, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста. Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, развитие индивидуальных способностей - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день. Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их индивидуальные способности, физические и нравственные качества, а также повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. Программа педагогически целесообразна, так как опирается на методику и организацию театрализованной деятельности дошкольников Э.Г Чуриловой (старшая и подготовительная гр.); методическое пособие для преподавателей «Сценарии театральных кукольных занятий» Н.Ф Сорокиной, авторами рекомендованы специальные этюды и упражнения для развития актерских навыков. Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность воспитательного процесса в развитии творческих способностей театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста. Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что каждый ребенок, овладев знаниями, умениями, навыками сможет применить их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта. Одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со 7 сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении. Адресат программы: программа рассчитана на детей в возрасте 6 – 7 лет. 1.1.1. Цели и задачи дополнительной программы. Цель рограммы: развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений, расширение кругозора. Задачи программы: Обучающие: Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). Знакомить с приемами вождения различных кукол (поэтапно). Учить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами. Учить использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения) Дать знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах. Познакомить с театральной терминологией. Развивающие: Развить у детей: артистические способности, речь, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями). Развить интерес к различным видам театра. Воспитательные: Приобщить детей к театральной культуре, воспитывать артистические качества, любовь к театру, вовлекая дошкольников в различные театрализованные представления. Возрастные особенности воспитанников. В целом ребѐнок 6 -7 лет осознаѐт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям (добрый человек - это такой, который, всем 8 помогает, защищает слабых) и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. Срок реализации программы1 год. Формы образовательной деятельности: групповая по 15 человек, подгрупповая, индивидуальная. Образовательная деятельность проводится во вторую половину дня. В соответствии с требованиями СанПиН (а): 2 раза в неделю, (понедельник, среда) по 30 минут, количество часов - 72 часа. Методы работы, включают в себя: Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним. Игры драматизации. Упражнения эмоционального развития детей. Упражнения на развитие дикции (артикуляционная гимнастика). Задания для развития речевой интонационной выразительности. Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения. Упражнения на развитие детской пластики. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук. Упражнения на развитие выразительной мимики. 9 Беседы, чтение рассказов. Упражнения по этике во время драматизаций. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. Виды занятий при организации дистанционного обучения: Оfline - занятие (видеозанятие в записи); разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием; фрагменты и материалы образовательных интернет-ресурсов; адресные дистанционные консультации. Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа: художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»); самостоятельная творческая деятельность. Формой подведения итогов реализации программы являются выступления на концертах и мероприятиях. 1.2. Планируемый результат усвоения программы: - иметь представление о театре как о виде искусства, особенностях театра, сценической культуре; - иметь навыки концентрации внимания и координации движений, выступления в спектаклях; - знать основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т.д.); - уметь пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами; - уметь свободно ориентироваться на сценической площадке; - уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями; 10 - уметь сочинять этюды по сказкам. - уметь применить полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боятся высказать свое мнение. Мониторинг Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности: - знание основ театральной культуры; - речевая культура; - навыки кукловождения; - эмоционально-образное развитие; - основы коллективной творческой деятельности; Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности: - поведенческая активность; - коммуникативно- речевые навыки; - отношения со взрослыми; - любознательность; - стремление к общению в больших группах детей. Итоговая диагностика развития ребѐнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С. Комаровой, Н.Ф. Сорокиной, Э. Г. Чуриловой. Ключевой метод отслеживания - наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий. Механизм оценки получаемых результатов, акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. 1.Основы театральной культуры. Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии. Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра. 2. Речевая культура. Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения. Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога. 3. Эмоционально-образное развитие. Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их 11 продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение. Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя. 4. Навыки кукловождения. Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения. 5.Основы коллективной творческой деятельности. Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. Педагогическая оценка развития навыков театрализованной деятельности № Фамилия, имя ребенка Основы театральной культуры Речевая культура Эмоционально Навыки Основы -образное кукловождения коллективной развитие творческой деятельности Итог 1 2 Раздел II. Содержательный 2.1. Учебно-тематическое планирование. № п/п 1. Раздел, тема Количество часов Театральная игра № 1. «В лесу» Форма контроля Всего Теория Практика 8 2,5 5,5 Театральные 12 № 2. Есть или нет? № 3. «Волшебный колпачок»» № 4.«Кругосветное путешествие» № 5. «Замок из песка» № 6. «Бабушкины котята» № 7. «В зоопарке» №8. «Любимые животные» № 9. «В цирке» № 10. «Осеннее настроение» № 11. «В лесу» № 12. «Чужестранец» № 13. «Равнодушный гость» № 14. «На морском дне» № 15. «Капустница» № 16. «В спортивном зале» 2. 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 этюды, упражнения, игры, педагогическое наблюдение. 0,5 0,5 0,5 0,5 Культура и техника речи № 17. «Конкурс лентяев» № 18. «Лежебока» № 19. «Веселая ярмарка» № 20 «Мы в театре» № 13 «Конкурс скороговорок» №14 «В гостях у Кузнечика Кузика» № 15 «У нас весело» № 16 «Капитан» № 17 «Конкурс лентяев» №18 «В гостях у Буратино и Пьеро» № 19 «Осеннее настроение» № 20 «В царстве мыльных пузырей» № 21 «Маленькие поварята» № 22 «Заколдованный лес» 10 10 13 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 0,5 0,5 Речевые упражнения, чтение стихотворений, скороговорок. Педагогическое наблюдение, конкурс чтецов. № 23 «В подводном царстве» № 24 «Фантазии о…» 3. - Мастерство актера № 25 «Есть или нет?» № 26 «В стране цветов» № 27 «Дрессированные собачки» № 28 «Мишки и вороны» № 29 «В царстве Снежной Королевы» № 30. «Лебединое Озеро» № 31. «Вкусные слова» № 32. «Муравьи-трудяги» № 33. «Внимательные матрешки» № 34. Деревенский двор № 35. «Веселые этюды» № 36. «Ритмические этюды» № 37. «Мокрые котята» № 38. Гипнотизер 14 - 14 0,5 0, 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Педагогическое наблюдение, контрольные упражнения. Этюд, миниатюра. Сценическое выступление, театрализованное представление, концерт. 4. 5. Ритмопластика № 39. Внимательные звери № 40. «Золотая рыбка» № 41. «Козленок, который умел считать» № 42. «Нарядные матрешки» № 43. «Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем» № 44. «Фантазии о…» № 45. «Ох и Ах» № 46. «Умные звери» № 47. «День рождения куклы Алисы» № 48. «Город роботов» № 49. «Заводная кукла» № 50. «А у на с праздник» № 51. «Сказки Бабушки-Яги» № 52. «Путешествие в театральную страну» № 53. «Коза-Хлопота» № 54. «Кукольный театр» № 55. «В детском мире» № 56. «Тюльпанное дерево» № 57. «Веселые стихи» 19 Кукляндия № 58. «Медведь и пчелы» № 59.«Телепаты» № 60. «Баба-Яга» № 61. «Заколдованный лес» № 62. «Там на неведомых дорожках» № 63. «Моя сказка» № 64. «В гостях у русалочки» № 65. «Внимательные звери» 17 1,5 0,5 0,5 0,5 - 15 9 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 17,5 0,5 0,5 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 0,5 1 1 1 1 0,5 0,5 Контрольные упражнения, сценический этюд, танцевальные элементы, педагогическое наблюдение. Театральные этюды, показ театральной постановки, педагогическое № 66. «Надувная кукла» № 67. «Волшебная тропинка» № 68. «Театр теней» № 69. «Загадочные тени?» № 70. «Волшебный платочек» № 71. «Платочные куклы» № 72. «Бибабошка» № 73. «Кукла на гапите» Педагогическая диагностика № 74. «Я кукловод» Педагогическая диагностика 6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Работа над спектаклем (Вспомогательный раздел) базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю. № 1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми. № 2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. № 3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. № 4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. № 5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. № 6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных 16 4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 наблюдение. 4 Опрос, творческое задание, педагогическое наблюдение, анализ. Видеозапись репетиций. Показ спектакля. мизансцен. № 7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. № 8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. № 9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. № 10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями всего 72 17 17 55 Содержание учебного (тематического) плана Раздел № 1 «Театральная игра». В раздел включены: общеразвивающие игры, специальные театральные игры, упражнения и этюды, игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами. Воспитанники играют в театральные игры, разыгрывают ситуации, этюды, способствующие развитию у ребенка психических процессы — внимание, речь, воображение, память, интеллект, являющиеся, по мнению Станиславского, основополагающими компонентами актерской деятельности. Дошкольники учатся: постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (грим, музыка, слово, хореография, декорации); самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты, декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли; использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения), продолжают играть в режиссерские игры (настольный театр, театр на руке, пальчиковый театр, напольные куклы) - игры-драматизации (инсценировка потешек, инсценировка стихов, песен). Проводятся игры на развитие дыхания и речи - дикционные и интонационные упражнения - творческие игры со словом, игры – имитации под музыку - этюды – упражнения, разучивают скороговорки. Раздел № 2 Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом. С детьми проводятся беседы: «История возникновения театра». «Особенности театрального искусства». «Театральные профессии». Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать по сюжету спектакля или отдельных его персонажей, разучивают скороговорки, чистоговорки, потешки, знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности, знакомятся с явлениями общественной жизни. Раздел № 3 Мастерство актера. В раздел включены игры, этюды, музыкально-пластические импровизации на развитие творческих способностей детей. Воспитанники слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ, учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение, играют в театральные игры. 18 Раздел № 4 Ритмопластика Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Игры на развитие двигательных способностей, развитие ребѐнка идет от движений и эмоций к слову. Музыкально – пластические импровизации, передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. Жесты как важное средство выразительности. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук. Раздел № 5 «Кукляндия». Знакомятся и учатся вождению куклами-бибабо, учатся показывать спектакль с куклами данного вида театра. Играют в пальчиковые игры, настольный плоскостной театр; театр игрушек; театр на магнитах; ростовой театр и др. Дети разыгрывают диалоги, сценки, этюды, номера, инсценировки. Широко используют разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный и др.). Воспитанники работают над спектаклями (четыре выступления) - выбор сценария и его обсуждение - знакомство с музыкальным оформлением подготовка костюмов и атрибутов - работа над эпизодами - индивидуальная работа - репетиция отдельных картин генеральная репетиция - показ спектакля. Принимают участие в различных театрализованных представлениях, сценках, выступают перед сверстниками. Раздел № 6 «Работа над спектаклем». (Вспомогательный раздел) базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю. 19 2.2. Календарно – тематическое планирование. Сентябрь Занятие №1 (теория) Тема: «Мы в театре» Цель: познакомить детей с устройством театра, театральной культурой, создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, побуждать к активному общению, воспитывать готовность к творчеству. Познакомить с творчеством и репертуаром детского театра «Малыш». Беседа «Знакомство с устройством театра». Игра «Мы идем в театр». Занятие № 2 (практика) Тема: «В гостях у Маланьи» Упражнение с предметами Цель: тренировать зрительное внимание Этюд «Одно и то же по-разному» Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предполагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. Игра «Бабушка Маланья» Цель: развивать находчивость, умение создавать образы. Занятие №3(практика) Тема: «Осенние приключения» «Фраза по кругу» Игра «Воробьи – вороны» Цель: развивать внимание, выдержку, ловкость. Игра «Пальма» Цель: напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах. Музыкальная импровизация: «В осеннем лесу» 20 Занятие № 4 (практика)Тема: «Кругосветное путешествие» Игра «Внимательный звери» Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений. Игра «Кругосветное путешествие» Цель: развивать умение оправдать свое поведение, развивать веру и фантазию. Занятие № 5(практика)Тема: «Незнакомец» Игра «Знакомство» Цель: развивать внимание, выдержку. Этюд «Одно и то же поразному» Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия. Занятие №6 (практика)Тема: «Письмо от волшебника» Занятие № 7(практика) Тема: «В стране Фантазии» Игра «превращение Игра «Кто на предмета» картинке?» Цель: развивать Цель: развивать чувство умение передавать веры и правды, образы живых смелость, существ с помощью сообразительность, выразительных воображение и пластических фантазию. движений. Игра «Мокрые Игра: «День котята» рождения». Цель: умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи. Октябрь 21 Занятие № 8 (теория)Тема: «История возникновения театра» Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями о театре Формировать у детей представление о видах театра о специфике театральных профессий: актѐра, режиссѐра, гримѐра, декоратора, костюмера, гардеробщицы, билетѐрши, кассира. Занятие№9 (теория) Тема: «Театральные профессии» Цель: познакомить детей с театральными профессиями (режиссер, актер, костюмер, гример, декоратор и др.). Беседа «Кто работает в театре». Театральный словарь: режиссѐр, актер, гример, костюмер, действующее лицо, занавес, реквизит и др. Игра «Театральная азбука». Занятие№13 (практика) Тема: «У нас весело» Скороговорки: «Сшила Саша Сашке шапку». «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот» Игра: «Конкурс лентяев». Занятие №10 (практика)Тема: «Спортивный праздник» Зарядка для шеи и челюсти. «Удивленный бегемот». Разучивание скороговорок: Белые бараны били в барабаны. Гроздья рябины на солнце горят. «Веселый пятачок» (артикуляционная гимнастика) У нас на дворе погода распогодилось. Занятие № 14 (практика)Тема: «Капитан» Игра: «Как живешь?». Цель: развивать быстроту реакции, координацию Занятие №11(практика) Тема: «Конкурс скороговорок» Скороговорки: «Сшила Саша Сашке шапку». «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот» «Орел на горе, перо на орле» «Брат с братом брели по Арбату» «Улов у Поликарпа – три карася, три карпа» Занятие № 12 (практика)Тема: «В гостях у Кузнечика Кузика» творческая игра со словом «Сочини предложение». Цель: учить детей составлять предложение, развивать воображение, навыки совместной деятельности. Диалогические скороговорки. «Покупки», «Мышка» Занятие № 15 Занятие № 16(практика)Тема: «В (теория)Тема: гостях у Буратино и Пьеро» «Театральные Игра: Буратино и Пьеро» профессии» Цель: развивать умение правильно Игры «В театре» напрягать и расслаблять мышцы. Игра: Цель: закрепить «Есть или нет?» Цель: развивать знания детей о активное внимание и быстроту реакции. 22 Цель: обучение полному расслаблению мышц всего тела. Игра: «Бабушка Маланья». Цель: развивать внимание, воображение, находчивость. Игра: «Ползущие змеи». Цель: развивать гибкость, пластическую выразительность. движений, умение владеть жестами. Творческая игра: «Придумай диалог». Игра: «Кактус и Ива». Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве. Рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров. театральных профессиях: актѐра, режиссѐра, гримѐра, декоратора, костюмера, гардеробщицы, билетѐрши, кассира. Просмотр видеозаписей. Игра: «Вкусные слова». Цель: расширять словарный запас. 23 Игра: «Медведи в клетке». Цель: развивать ловкость, координацию движений. Зарядка для языка. «Жало змеи», «Колокольчик». Игра «Придумай диалог» Цель: строить диалог между двумя героями известных сказок. Занятие № 17 (практика) Тема: «Осеннее настроение» Музыкальнопластические импровизации Занятие № 18(теория)Тема: «Виды театра» Цель: познакомить детей с видами театра (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.), учить «Подарок», «Осенние согласовывать свои листья». действия с Скороговорки: «Сшила воображаемыми Саша Сашке шапку», предметами, «Лежебока рыжий кот импровизировать отлежал себе живот» движения, строить диалог, воспитывать готовность к творчеству. Игра: «Бабушка Познакомить с Маланья». творчеством и Цель: развивать репертуаром детского внимание, театра «Малыш». Беседа воображение, «Виды театра». находчивость. Упражнение «Тяжелый чемодан». Видеопросмотр спектакля детского Творческие игры со театра «Малыш» «По словами. щучьему велению». Ноябрь Занятие № 19 (практика) Тема: «Маленькие поварята» Игра: «Поварята». Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию Игра: «Наварила, напекла». Цель: развивать внимание, координацию. Занятие № 20(практика) Тема: «Заколдованный лес» Музыкально – пластические импровизации «Утро», «Заколдованный лес». Творческая игра со словом «Расскажи Сказку от имени героя, или «Моя сказка». Цель: развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление. Игра: «Превращение детей». Диалогические Цель: развивать чувства веры и скороговорки. правды, смелость, сообразительность. «Покупки», «Краб». Игры на расширение диапазона голоса. «Чудо – лесенка», 24 Игра «Волшебная корзинка» «Самолет». Цель: развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление. Занятие№21(пра ктика) Тема: «В подводном царстве» Игра: «Осьминог». Цель: развивать пластику рук, координацию движений. Игра: «Шея Занятие № 22(практика) Тема: «Фантазии о…» Зарядка для шеи и челюсти. «Удивительный бегемот» «Горячая картошка» Игра «Сочини сказку» Цель: развивать Занятие № 23(теория) Тема: «Наш театр» Цель: познакомить детей с краткой историей театра, активировать познавательный 25 Занятие № 24(практика) Тема: «В стране цветов» Музыкально – пластические импровизации. «Бабочки», «В стране цветов». Игра: «Цыплята». Цель: развивать умение передавать образы живых есть, шеи нет» Цель: развивать подвижность мышц плечевого пояса. Русская народная игра сказка «Теремок». Индивидуальная работа и репетиция спектакля воображение, фантазию, образное мышление. Сочинение этюдов. Знакомство, просьба, благодарность, угощение. процесс. Познакомить с творчеством и репертуаром детского театра «Малыш». Беседа «История театра», «Наш театр». Театральный словарь: драма, опера, пантомима, театр бибабо, марионеточный театра, театральная кукла, ширма. 26 существ с помощью выразительных пластических движений. Игра: «Марионетки». Цель: развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс. Индивидуальная работа и репетиция спектакля. Декабрь Занятие № 25(практика) Тема: «Дрессированные собачки» Игры и упражнения на опору дыхания «Дрессированные собачки». «Самый длинный язычок». Музыкально пластические импровизации. Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. Занятие № 26(практика) Тема: «Мишки и вороны» Скороговорка: «Мыла Мила мишку мылом». Занятие № 27(практика) Тема: «В царстве Снежной Королевы» Игра на расширение Игра: «Медведи в клетке». диапазона голоса. «Чудо Цель: развивать ловкость, лесенка». координацию движений Игра: «Снежная королева» Цель: умение напрягать и Игра: «Летает - не летает. растет - не расслаблять поочередно растет». мышцы всего тела, Цель: развивать внимание, координировать движения. координацию. Игра: «Поймай хлопок» Игры на расширение диапазона Цель: развивать голоса. произвольное слуховое внимание и быстроту Игра: «Воробьи - вороны». реакции. Цель: развивать внимание, Игра: «Марионетки» Цель: выдержку, ловкость. совершенствовать пластические возможности тела. «Утро». Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, 27 Занятие № 28 (теория) Тема: «Знакомство с театром» Цель: продолжить знакомство с театром, рассказать детям об артистах и зрителях, повторить правила поведения в театре. Познакомить с творчеством и репертуаром детского театра «Малыш». Беседадиалог «Зачем нужны декорации (музыка)?».Видеопросмотр спектакля детского театра «Малыш» «Снежная королева» воображение и фантазию. Занятие № 29(практика) Тема: «Лебединое озеро» Артикуляционная гимнастика Веселый пятачок. Музыкальные импровизации Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. «Умирающий Занятие № 30(практика) Тема: «Вкусные слова» Игра: «Рукиноги». Цель: развивать активное внимание и быстроту реакции. Игра: «Вкусные слова».Цель: расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами. 28 Занятие № 31(практика) Тема: «Муравьи-трудяги» Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания. «Кактус и ива» Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением Занятие № 32 (теория)Тема: «Особенности театрального искусства» Продолжать формировать у детей представление о видах театра: театре оперы и балета, драматическом театре; о крупнейших театрах России: «Большом», театре кукол им. С. Образцова в Москве, «Мариинском» в Санкт- лебедь». Петербурге. Январь Занятие №33 (практика) «Внимательные матрешки» Игра: «Внимательные матрешки». Цель: развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку Игра: «Кто во что одет?». Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память. Игра: «Волшебная корзинка».Цель: Пополнять словарный запас. № 34 (практика) Тема: «Деревенский двор» Игра: «Есть или нет?» Цель: развивать внимание, память, образную речь. Игра: «Зернышко». Цель: тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность. Игра: «Деревенский двор» Цель: развивать воображение и фантазию 29 Занятие № 35 (практика) Тема: «Веселые этюды» Сочинение этюдов, Знакомство, просьба, благодарность. Угощение. «Вышивание» Игра: «Вышивание». цель: тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение. Игра: «Телепаты». Цель: учить удерживать внимание, чувствовать партнера. Занятие №36(теория) Тема: «Зачем нужен театр» Цель: углубить знания детей о театре как о виде искусства, уточнить сведения об основных средствах выразительности, воспитывать инициативность и любознательность. Беседа-диалог «Зачем нужен театр». Викторина «Театральная афиша» Занятие № 37(практика) Тема: «Ритмические этюды» Игра: «Ритмический этюд» Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами. Игра: «Голова или хвост». Цель: развитие координации движений, быстроту реакции, воображения. Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой. «Колыбельная». «Медведи в клетке» Цель: Развивать ловкость, координацию движений «Колокольчики». Занятие № 38(практика) Тема: «Мокрые котята» Мокрые котята Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом. Игра: «Сочини предложение» Цель: учить детей составлять предложение, развивать воображение, навыки совместной деятельности. «Колокольчик» Игра: «Поймай хлопок» Цель: развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции. 30 Занятие № 39(практика) Тема: «Гипнотизѐр» Гипнотизѐр Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела. Не ошибись Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию. Игра: «Ритмический этюд». Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами. Игра: «Японская машинка». Цель: развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность. Занятие № 40 (теория) Тема: «Я гример!» Цель: продолжать знакомить детей с театральными профессиями; развивать творческое воображение детей; воспитывать интерес к театральной деятельности.Беседа о профессии гримера. Рассмотреть фотографии с работами гримера.Творческая работа детей. Февраль Занятие № 41(практика) Тема: «Внимательные звери» Игра: «Поймай хлопок» Цель: развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции. Игры на развитие двигательных способностей. Игра: «Муравьи» Цель: уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь, друг с другом, двигаться в разных темпах, тренировка внимания. Занятие № 42(практика) Занятие № 43(практика) Тема: «Козленок, который умел считать» Тема: «Золотая рыбка» Игра: «Придумай диалог» Цель: строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характер и придумывая ситуацию, в которой им пришлось бы встретиться. Игры и упражнения на речевое дыхание. «Игра со свечой». Цель: Развивать правильное речевое дыхание. Игра: «Медведи в клетке». Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Игра: «Не ошибись» Цель: развивать чувство ритма 31 Занятие № 44 (теория) Тема: «Культура поведения в театре» Цель: обучать правильному Считалочка поведению в театре; Цель. Развивать развивать координацию движений, доброжелательное согласованность отношение к труду действий, чувство ритма, людей; - воспитывать умение пользоваться интерес к жестами. театральной деятельности. Беседа о театре. -Рассмотреть Как живѐшь? фотографии Цель: Развивать быстроту различных театров. реакции, координацию Рассказ о движений, умение правилах поведения в владеть жестами. театре. -Сюжетно ролевая игра «Театр» произвольное внимание, координацию. Игры на повторение. Игры на повторение. Занятие № 45(практика) Тема: «Нарядные матрешки» Игра: «Внимательные матрешки» Цель: развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку. Игра: «Волшебный кубик» цель: пополнять словарный запас, развивать быстроту реакции. Упражнения на три вида выдыхания. Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата. Занятие № 46(практика) Тема: «Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем» Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь, развивать способность представлять себя другим существом или предметом. Игры на расширение диапазона голоса. Игра: «Чудо- лесенка». «Тень». Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Игра: «Муравьи» Цель: уметь ориентироваться в Занятие № 47(теория) Тема: «Театр – это радость, театр – это необычный мир». Цель:Активизировать познавательный интерес. Познакомить с профессиями звукорежиссера и осветителя. 32 Занятие № 48(практика) Тема: «Ох и Ах» Игра: «Ритмический этюд» Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами. Игра: «Вкусные слова» Цель: расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами. Игры на расширение диапазона голоса. «Чудо - лесенка, птичий двор». Музыкально пространстве, равномерно пластические размещаться по площадке, импровизации. «Русские не сталкиваясь матрешки». Март Занятие № 49(практика) Тема: «Фантазии о…» Игра: «Умные звери». Цель: Развивать воображение, фантазию, связную обратную речь, развивать способность представлять себя другим существом или предметом. Игры и упражнения на речевое дыхание. Занятие № 50 (практика) Тема: «День рождения куклы Алисы» Игра: «День рождения» Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитыватьдоброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками Игра: «Ручной мяч» Цель: Пополнять словарный запас, развивать быстроту реакции. Игры и упражнения на речевое дыхание. «Игра со свечой». Занятие № 51 (теория) Тема: «В царстве света и тени» (Театр теней) Цель: Ознакомление с театром теней.Показать теневой театр: с помощью плоскостных персонажей и яркого источника света; развивать память детей; учить пересказывать сказку при помощи теневого театра; учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать эмоциональную 33 Занятие № 52 (практика) Тема: «Заводная кукла» Шея есть, шеи нет Цель. Развивать подвижность мышц плечевого пояса. Ход игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения. Шея есть — стоять прямо, показывая длинную шею. Шеи нет — поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею. Повторить несколько раз. Закрыть книжку, раскрыть. Цель. Та же. Ход игры. Цель: развивать правильное речевое дыхание Игра со свечой». Цель: Развивать правильное речевое дыхание. сторону речи детей, создать эмоционально положительный настрой на сказку. Беседа об электричестве. Техника безопасности при работе с электроприборами. 34 Заводная кукла Цель. Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса. Занятие № 53(практика) Тема: «Сказки Бабушки-Яги» Игра: «Передай позу» Цель: развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию. Игра: «Есть или нет?» Цель: развивать внимание, память, образную речь. Игра: «Баба - яга». Цель: умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Игра: «Похожий хвостик» Работа над разучиванием текста к сказке, работа над интонацией Занятие №54(теория) Тема: «Экскурсия в мини – музей «Театральная маска» Цель: реализация направления «Музейная педагогика»; развитие познавательных способностей детей через музей масок.Познакомить детей с многообразием видов масок. Побудить детей к созданию и использованию масок. Воспитывать навыки бережного обращения к экспонатам музея. Занятие № 55(практика) Тема: «Коза-хлопота» Игра: «Коза и Волк». цель: умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Музыкально пластическая импровизации. «Снеговики тают» Репетиция спектакля «Коза-Дереза» Апрель 35 Занятие № 56(практика) Тема: «Кукольный театр» Игра: «Превращение предмета», цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию. Разыгрывание потешек и прибауток с использованием кукол Бибабо Цель: учить вождению кукол по ширме Закрыть книжку, раскрыть. Игры и упражнения на опору дыхания. Занятие № 57(практика) Занятие № Тема: 58(практика) «Тюльпанное дерево» Тема: «Веселые стихи» Игра: «Летает - не летает. Игра: «Внимательные Растет - не растет». матрешки» Цель: Цель: развивать внимание, развивать внимание, координацию. согласованность Игра: «След в след». цель: действий, активность и развивать внимание, выдержку Игра: «Голова согласованность действий, или хвост» Цель: ориентировку в пространстве. Развитие координации Игра: «Тюльпан» движений, быстроту Цель: развивать пластику рук. реакции, воображения. Игры и упражнения на Игра: «веселые стихи» речевое дыхание. «Игра со или «забавные стихи». свечой» Цель: (результат совместного развивать правильное речевое творчества с детьми). дыхание. цель: тренировать четкое произношение согласных на конце слова. Учить детей подбирать рифму к словам. Занятие№59(практика) Тема: «Моя сказка» Игра: «След в след». Цель: развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве. Игра: «Зернышко». Цель: тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность. Игра: «Расскажи сказку от имени героя, или «Моя сказка». Цель: Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление. Жесты: иди сюда - уходи: согласие - несогласие: клич прислушивание: плач –утешение. 36 Занятие № 60(теория) Тема: «Международный день театра» Цель: продолжать знакомить с особенностями театрального искусства, театральными терминами, активировать познавательный процесс, воспитывать инициативность и любознательность. Познакомить с творчеством и репертуаром детского театра «Малыш». Беседа «Международный день театра». Игра путешествие.Видеопросмотр спектакля детского театра «Малыш» «Щелкунчик» Занятие № Занятие № 61(практика) 62(практика) Тема: «Похожий хвостик» Тема: «Заколдованный лес» Игры и упражнения на Игра: «Похожий хвостик» опору дыхания. Занятие №63(практика) Тема: «Там на неведомых дорожках» Цель: учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово. «Дрессированные собачки» Игра: «Баба яга». Игра: «Телепаты», Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. «Заколдованный лес». Цель: учить удерживать внимание, чувствовать партнера. Музыкально - пластические импровизации Цель: Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Игра: «Придумай диалог» Игра: «Воробьи - вороны» Цель: развивать внимание, выдержку, ловкость. Игра: «Живой телефон» Цель: развивать память, Цель: строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характер и придумывая ситуацию, в 37 Занятие №64(теория) Тема: «Чудесен мир театра» Цель: Закрепить знания о театральном искусстве, о его отличии от других видов искусств /живописи, музыки, литературы/. Оформление альбома «Все о театре». Рассматривание картинок, фотографий с детскими спектаклями. Выбор материала для альбома. слуховое внимание, согласованность действий. «Упражнения на три вида выдыхания» которой им пришлось бы встретиться. Игра: «Живой телефон» Цель: развивать память, слуховое внимание, согласованность действий. 38 Занятие № 66 Занятие № 65 (практика) «Внимательные (практика) «В гостях у звери» Игра: русалочки». «Внимательные звери» Цель: развивать внимание, Игра: «Передай позу» согласованность действий, активность и выдержку Цель: развивать память, Игра: «Голова или хвост» внимание, наблюдательность, Цель: Развитие фантазию координации движений, быстроту реакции, воображения. Игра: «Голова или хвост». Цель: развитие координации движений, быстроту реакции, воображения. Музыкально - пластические импровизации. Май Занятие № 67(практика) Тема: «Волшебная тропинка» Игра: «След в след» Цель: развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве. Занятие № 10 (теория)Тема: «Особенности театрального искусства» Продолжать формировать у детей представление о видах театра: театре оперы и балета, драматическом театре; о крупнейших театрах России: «Большом», театре кукол им. С. Образцова в Москве, «Мариинском» в СанктПетербурге. Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений «В гостях у русалочки». 39 Занятие № 68 (практика) Тема: «В детском мире» Игра: «Тюльпан» Цель: развивать пластику рук. Игра: «В детском мире» Цель: развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений Игра: «Голова или хвост» Цель: развитие координации движений, быстроту реакции, воображения. Игра: «Зернышко». Цель: Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность. Занятие №69(теория) Тема: «Театр теней» Игра: Ознакомление с театром теней Игра: «Превращение» Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию. Учить вождению теневых кукол. Музыкально - пластические импровизации. «Листья». Занятие № 70(практика) Тема: «Загадочная тень?» Занятие № 71(практика) Тема: «Внимательные звери» Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, Игра: «Что ты слышишь?» Игра: «Волшебный платочек» Цель: тренировать слуховое Цель: ознакомление ребят с внимание. платочными куклами. Игра: «Превращение Игра: «Вышивание». предмета» Цель: тренировать Игра: «Голова или хвост» ориентировку Цель: развитие координации в пространстве, движений, быстроту реакции, согласованность действий, воображения. воображение. Игра: «Придумай диалог» Цель: строить диалог между Игра: «Летает - не летает, двумя героями известных растет – не растет». сказок, учитывая их характер и придумывая ситуацию. Цель: развивать внимание, координацию. Игра: «Живой телефон» Цель: развивать память, слуховое внимание, согласованность действий. 40 Занятие № 72(практика) Основы актерского мастерства Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, моторику рук для свободного кукловождения, совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность, развивать умение выражать основные эмоции. Этюдный дренаж: Упражнение на пластику движений «Цветы на клумбе». Игра –имитация «Мы охотимся на льва». Игры-импровизации «Сбил, сколотил – вот колесо», «Где ты, брат Иван?». Сочинение этюдов «Робототехника». Упражнения на моторику «А у нас в лесочке» Раздел III. Комплекс организационно-педагогических условий. 3.1. Календарный учебный график Продолжительность учебного года: 36 недель. Режим работы учреждения: пять дней в неделю с 7.30 до 18.00 (10.5 часовой рабочий день). Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни (04ноября, 01 января - 09 января, 23 февраля, 08 марта,01 мая, 09 мая.) Начало учебного года 1 сентября. Окончание учебного года 31 мая. Дополнительная образовательная деятельность: Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Количество детей возраст Количество занятий в неделю/месяц/год, продолжительность, время 15 6-7 лет 2/8/72 «Театр – творчество – Не более 30 мин с дети» 16.00 до 16.30 Обучение очное, с использованием дистанционных технологий (при необходимости) 41 3.2. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе. 3.2.1. Оснащение музыкального зала и костюмерной. 1. Фортепиано «Элегия» (1шт.) 2. Электронное пианино 2. Стулья большие (30 шт.) 4. Стулья детские (25 шт.) 5. Стол музыкального руководителя для работы с документацией. 6. Стол учебный (1 шт.) 7. Музыкальный центр (1 шт.) 8. Микрофоны (2 шт.) 9. Мультимедийный проектор. (1 шт.) 10. Экспозиционный экран. (1 шт.) 11. Телевизор (1 шт.) 12. Ноутбук (1 шт.) 13. Шкаф (1шт.) 14. Мольберт (1 шт.) 15. Ширма театральная (1 шт.) 16. Музыкальная пирамида для хранения пособий, музыкальных инструментов, атрибутов (1 шт.). 17. Сценические костюмы 18. Театрализованные декорации (задники), занавесы. 42 3.2.2. Учебно-методические и наглядные пособия. Музыкально – дидактические пособия: 1. «Весело – грустно» 2. «Громкая и тихая музыка» 3. «Звенящие колокольчики» 4. «Кто поѐт?» 5. «Лесенка» 6. «Колокольчики» 7. «Море» 8. «Музыкальные инструменты» 9. «Песня, танец, марш» 10. «Подбери музыку» 11. «Разноцветные кубики» 12. «Ритмические кубики» 13. «Сложи песенку» 14. «Солнышко и тучка» 15. «Три танца» 16. «Узнай и сложи попевку» 17. «Узнай сказку» 18. «Колобок» 19. «Теремок» 20. «Угадай – ка» 21. «Зайцы» 22. «Струнные, шумовые и ударные инструменты» 23. «Кто что делает?» 24. «Что делают в домике?» 25. «Угадай, что играет?» 43 26. «Что это?» 27. «Музыкальные кубики» 28. «Театр настроений» - Театрализованные занятия по сказкам. - Наглядно дидактические комплекты. - Театр на магнитах - 1 шт. - Пальчиковый театр - 8 шт. - Театр из фетра - 2 шт. - Кукольный театр - 6 шт. - Настольный театр - 2 шт. - Театр теней - 2 шт. 44 3.2.3. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы № п/п 1 2 3 4 5 6 Автор, название, год издания учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) Вид образовательного и информационного ресурса (печатный /электронный) Верникова Л. М. Сценарии детских театрализованных представлений: (пособие для педагогов печатный дополнительного образования), 2-е изд., переработано и доп./ - М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. - (Детский театр) Гальцова Е. А. Культурно - досуговая деятельность детей 5-6 лет (театрализованные диско программы, сказочные эстафеты, познавательно - игровые инсценировки) / - Волгоград: Учитель, 2009. ISBN 978-5-7057-1819-1 печатный Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / - М.: Просвещение, 2004. ISBN 5-09-013425-1 печатный Зернес С. П. Играем в театр. Пособие для детских садов и школ раннего развития – М.: КТК «Галактика», 2021. – 148 с.: ил. печатный Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001. электронный Мигунова Е.В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду: учебно - методическое пособие – 3-е изд., стер. - Санкт - Петербург: Лань: Планета музыки, 2020. печатный 45 7 Монастырская Т. В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы/ Волгоград: Учитель, 2009, ISBN 978-5-7057-1784-2 8 Опарина Н. А. Педагогика детского театрализованного досуга: учебное пособие/ 2-е изд. стер. печатный - Санкт - Петербург: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2021. Текст: непосредственный. 10 Склярова Л. А. Занавес открывается… Музыкально - литературные композиции, печатный театрализованные представления, поэтические вечера/ - Волгоград: Учитель, 2008. ISBN 9785-7057-1645-6 Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: электронный Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования детских садов. – М.: АРКТИ, 2004. – 288 с. Фомина Н. А. Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с печатный дошкольниками в музыкальном ритме сказок/ Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель. SBN 978-57057-3439-9 9 11 12 Щѐткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. – 2 – е изд., - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 120 с. 13 Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 160 с. 3.2.4. Ссылки на использованные Интернет-ресурсы: https://gotovluskshkole.ru/zanyatiya/teatralnye/harakteristikateatralizovannoj-deyatelnosti-v-detsade https://www.adou.ru/conference_notes/170 3.3. Кадровое обеспечение программы. 46 печатный печатный электронный № Вид и наименование п/п образовательно й программы 1. ФИО педагога Дополнительная Бармина общеобразовательная Светлана общеразвивающая Николаевна программа художественной направленности «Театр – творчество – дети»,возраст детей 6 -7 лет Какое образовательное учреждение окончил, специальность Свердловское педагогическое училище № 2, учитель музыки, музыкальный воспитатель Стаж Основное Повышение педагогической место работы, квалификации работы должность 33 года МКДОУ детский сад № 22, музыкальный руководитель АНО «СПБ ЦДПО», «Современные педагогические технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС», июнь 2020г., 72 часа Список литературы: 1. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / - М.: Просвещение, 2004. ISBN 5-09-013425-1 2. Мигунова Е.В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду: учебно - методическое пособие – 3-е изд., стер. - Санкт - Петербург: Лань: Планета музыки, 2020. 3. Щѐткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. – 2 – е изд., - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 120 с. 47