РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
623950 г. Тавда, Свердловская область^ул. Ленина 87а, тел. 5-01-11
Принято
на педагогическом совете
протокол №
от «_31_» августа 2021 г.
Календарно - тематическое планирование к рабочей программе
воспитания
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
развитию детей
Дата
1-я неделя
(01. – 04.09)
2-я неделя
(07. – 11.09)
3-я неделя
(14. – 18.09)
4-я неделя
(21. – 25.09)
5-я неделя
(28.09 – 02.10)
1-я неделя
(05.10. – 09.10.)
2-я неделя
(12. – 16.10)
3-я неделя
(19. – 23.10)
4-я неделя
(26. – 30.10)
1-я неделя
(02. – 06.11)
2-я неделя
(09.- 13.11)
3-я неделя
(16. – 20.11)
4-я неделя
(23. – 27.11)
1-я неделя
(30.11. – 04.12)
2-я неделя
(07. – 11.12)
3-я и 4-я неделя
(14.- 25.12)
5 неделя
(28 – 31.12)
2-я неделя
(11. – 15.01)
3-я неделя (18.- 22.01)
Интегрирующая тема периода
СЕНТЯБРЬ
«До свидания, лето. Здравствуй, детский сад» – тема
определяется в соответствии с возрастом детей
«Мой дом, мой поселок» - тема определяется в соответствии
с возрастом детей
«Транспорт»
«Осторожно, пешеход!»
«Неделя экспериментов»
ОКТЯБРЬ
«Осень золотая»
«Домашние животные и их детеныши»
«Дикие животные и их детеныши»
НОЯБРЬ
«Дружба, день народного единства» - тема определяется в
соответствии с возрастом детей
«Искусство вокруг нас» - тема определяется в соответствии
с возрастом детей
«В здоровом теле – здоровый дух»
«Я и моя семья»
ДЕКАБРЬ
«Здравствуй, зимушка-зима»
«Сезонная одежда, обувь» - тема определяется в соответствии
с возрастом детей
«Новогодний калейдоскоп»
«Новый год спешит к нам!»
ЯНВАРЬ
«В гостях у сказки»
«Зимние забавы»
4-я неделя (25.- 29.01)
1-я неделя (01. – 05.02)
2-я неделя (08. – 12.02)
3-я неделя (15. – 19.02)
«Игрушки»
ФЕВРАЛЬ
«Народные промыслы»
«Неделя книги»
- тема определяется в соответствии с возрастом детей
«Профессии наших пап»
4-я неделя (22. – 26.02)
«День защитника отечества»
1-я неделя (01. – 05.03)
МАРТ
«8 марта – международный женский день»
2-я неделя (09. – 12.03)
«Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
3-я неделя (15.- 19.03)
«Весна идёт»
4-я неделя (22.- 26.03)
«Мир открытий»
5 неделя (29.03-02.04)
«Птичьи хлопоты»
1-я неделя (05. – 09.04)
2-я неделя (12. – 16.04)
3-я неделя (19. – 23.04)
4-я неделя (26.- 30.04)
АПРЕЛЬ
«Мир вокруг. Насекомые»
«Тайны космоса»
- тема определяется в соответствии с возрастом детей
«Земля – наш общий дом»
МАЙ
1-я неделя
(03. – 07.05)
2-я неделя
(10. – 14.05)
3-я неделя
(17. – 21.05)
4-я неделя
(24. – 31.05)
«День победы»
«Миром правит доброта»
«Неделя безопасности»
«До свиданья детский сад. Здравствуй лето!»
- тема определяется в соответствии с возрастом детей.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная,
двигательная, трудовая, художественно-эстетическая.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Образовательные ситуации. В процессе образовательных ситуаций у детей
формируются представления о социальных нормах общества, об истории и культуре своего
народа, своей Родины и другие социально-ценностные представления. Образовательные
ситуации носят интегрированный характер, так как включают воспитательные задачи,
которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике: в игровой,
познавательной,
коммуникативной,
художественно-эстетической
и
физической
деятельности.
2. Мотивационно-побудительные игровые ситуации (игры-приветствия, загадки,
сюрпризные моменты, приглашение к путешествию). Применяются для развития у
дошкольников интереса и желания участвовать в деятельности, создания положительного
эмоционального фона.
3. Обсуждение. Детям демонстрируются примеры нравственного поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности посредством чтения, решения проблемных
ситуаций, примеров из жизни. В ходе обсуждения уточняются социальные представления
воспитанников, формируются их личные нормы и правила.
4. Коммуникативные игры. Направлены на формирование умения общаться со
взрослыми и сверстниками. Проводятся в атмосфере доброжелательности, непринуждённой
обстановки и эмоциональной вовлечённости каждого ребенка.
5. Дидактические игры. Это игры активного обучения. Посредством доступной и
привлекательной формы деятельности уточняются и углубляются знания и представления
детей, анализируются конкретные ситуации, осуществляется игровое проектирование.
6. Продуктивная деятельность. Включает рисование, лепку, аппликацию,
конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети становятся активными участниками
своего собственного развития, так как видят результат своего труда. У них развивается
творческая самостоятельность и инициатива.
7. Игры-практикумы. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно
действует. Включаясь в практическую деятельность, дошкольники учатся регулировать
взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
8.
Применение ИКТ.
На занятиях используются мультимедийные презентации, видеофильмы, мультфильмы по
различным направлениям: нравственные ценности, природный мир, история и культура
родного края, здоровый образ жизни.
МОДУЛЬ «ТРАДИЦИИ ДЕТСКОГО САДА»
Традиции являются основной воспитательной работы в ДОО. Традиционные
мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые
воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным
торжествам, государственным праздникам, общим делам, совместному творчеству.
В тоже время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного
вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в
процессе коллективной деятельности.
В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и
развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных
качеств детей дошкольного возраста.
Цель проведения традиционных мероприятий – организация в ДОО единого
воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в
коллективе других детей и взрослых.
Задачи:
- Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с
окружающими взрослыми.
- Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые
контакты с детьми разных возрастных групп.
Способствовать освоению социальных ролей: мальчик/девочка, старший/младший,
член коллектива, житель своего поселка, своего города, гражданин своей страны.
- Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных
коллективных мероприятий.
- Развивать
гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и
самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности.
- Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к
окружающим людям.
Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости
детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа.
Традиционным для ДОО является проведение: на уровне региона:
- социальных и экологических акций «Покормим птиц зимой», «Читаем детям о войне»,
«Сдай макулатуру – спаси дерево»;
на уровне ДОО:
- государственных праздников «День Победы», «День защитника Отечества»,
«Международный женский день», «День народного единства»,
- сезонных праздников «Праздник осени», «Новый год», «Весна – красна»,
- тематических мероприятий «Неделя здоровья», «Неделя безопасности», «День
именинника», «День открытых дверей»,
- социальных и экологических акций «Окна Победы», «Расцветай, наш сад родной!».
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная,
коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественноэстетическая.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной формой
взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события
оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской
деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое
мероприятие.
2. Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного взаимодействия в
процессе традиционных мероприятий. Применяются различные игры: сюжетно-ролевые,
творческие, подвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры.
3. Выставки творчества. По тематике многих мероприятий в ДОО проводятся
выставки декоративно-прикладного искусства, выставки детско-родительского творчества.
Традиционными стали выставки
«Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Мы правнуки твои, Победа!».
4. Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие сотрудники,
родители, воспитанники детского сада. В ходе акций дошкольники получают экологические
знания, умения и навыки, формируется их активная жизненная позиция.
5. Конкурсы и викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и
проходят в развлекательной форме. Проводятся по всем направлениям развития
дошкольников.
6. Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся
в виде развлечений, театральных постановок.
7. Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих традиционных
событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (физкультурные
досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе
жизни и воспитывают любовь к спорту.
МОДУЛЬ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Музейная педагогика является эффективным средством воспитания личности ребенка.
Благодаря ей обеспечивается историческая преемственность поколений, сохраняется
национальная культура, формируется бережное отношение к наследию народов России.
Музейное дело раскрывает духовно-нравственный потенциал дошкольника и
способствует освоению социально-значимых представлений об окружающем мире. Кроме
того, посредством создания различных музеев формируются конкретные знания детей о
свойствах и отношениях предметов и объектов окружающего мира.
Содержание
модуля выстраивается с учетом региональной специфики,
социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных
особенностей.
Цель – приобщение детей к традициям, истории и культуре своей Родины, своего
народа и родного края.
Задачи:
- Формировать элементарные знания о предметах и объектах окружающего мира.
- Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о
социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках России.
- Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения, чувства
гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине.
В соответствии с целью и задачами, в ДОО создан комплекс мини-музеев:
- мини-музеи «Русская изба»,
- музейная комната боевой славы «Мы память бережно храним»,
- музейная экспозиция «Космос – это мы!»
К знаменательным датам и календарным праздникам создаются временные
музейные экспозиции в каждой возрастной группе:
«День Победы», «Человек и космос», «Музей Деда Мороза» и др.
В мини-музеях собраны предметы, отражающие народную культуру и быт:
- реальные предметы быта, объёмные изображения,
- картины, предметные картинки, фотографии, предметно-схематические модели,
- предметы декоративно-прикладного искусства,
детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная),
- произведения национальной культуры (народные песни, сказки и др.),
- игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушкизабавы).
Предметы и пособия в мини-музеях – это носители культурно-исторического опыта,
способствующие формированию целостной картины мира у дошкольников. Обращение к
предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического
сознания, музейной культуры, формирования социокультурной принадлежности.
Развивающая предметно- пространственная среда постоянно пополняется и обновляется в
соответствии с изучаемыми темами.
Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными
экскурсиями. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести
экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ. Такая форма работы в
музейной педагогике позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более
эффективным образовательный процесс, помогает реализовать принципы наглядности и
научности, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у
дошкольников.
Основными преимуществами виртуальной экскурсии перед традиционными являются
следующие:
1. Доступность - возможность осмотра музейной комнаты без больших временных затрат
- не покидая дома можно посетить и познакомиться с объектами и экспонатами,
расположенными в ДОО.
2. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
3. Возможность просмотра виртуального материала экскурсии в любое удобное время.
4. Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.
5. Разработка и проведение виртуальных экскурсий педагогами способствует закреплению
их знаний по современным компьютерным технологиям.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,
продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора,
художественно-эстетическая.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Непосредственно образовательная деятельность. В рамках музея активно
проводятся занятия по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и
художественно-эстетическому развитию дошкольников. В качестве средств образовательной
деятельности широко применяются материалы и оборудование музея. Дошкольники
рассматривают книги и репродукции, старинные фотографии, карты, знакомятся с
подлинными предметами и вещами, слушают рассказы об истории своего края и России,
слушают и исполняют песни, а также читают стихи, сочиняют рассказы, задают вопросы,
думают, размышляют и рассуждают.
2. Экскурсии. Педагогами продумана и составлена тематика экскурсий, которые
проводятся для детей, родителей, гостей ДОУ. Экскурсоводами являются не только
воспитатели, но и дети.
3. «Музейная гостиная». На встречи приглашаются известные люди, работники
библиотеки, бабушки и дедушки, которые рассказывают о родном крае, знаменитых
земляках, Великой Отечественной войне. Каждая встреча заканчивается концертом или
совместной продуктивной деятельностью.
4. «Творческие мастерские». Дети с удовольствием участвуют в подготовке новых
экспозиций, изготовлении экспонатов для выставок: игрушек, предметов народного быта и
др. Интерес к музейному делу отражается в рисунках детей, аппликациях, в изготовлении
коллажей, лэпбуков, макетов и других видах творческой деятельности.
5. Мини-спектакли. По тематике музея педагогами творческие мини- спектакли.
Театрализация стимулирует развитие личностных качеств и эстетических чувств.
6. Проекты. Проектная деятельность рассматривается нами как одна из наиболее
действенных и результативных форм организации взаимодействия с детьми, при которой
всесторонне развивается ребенок дошкольного возраста.
Благодаря проектам активизируется речевая, творческая, познавательная деятельность,
формируются и закрепляются знания по тематике музеев у всех участников: детей,
педагогов, родителей.
МОДУЛЬ «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых
рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире. С
помощью ранней профориентации у дошкольника начинают формироваться личностные
механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему социуму, к труду взрослых,
развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных
предпочтений к той или иной профессии.
Цель – создание условий для ранней профессиональной ориентации у детей
дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать максимально разнообразные представления детей о профессиях.
-
Формировать умение воссоздавать профессиональный мир взрослых в различных видах
детских игр и игровых ситуаций.
- Развивать познавательный интерес к труду взрослых.
-
Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам труда, его общественной
значимости.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,
продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора,
художественно-эстетическая.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Беседы. Эта форма является важной составляющей при формировании у
дошкольников представлений о труде взрослых. Посредством беседы педагог не только
знакомит детей с различными профессиями, но и представляет значимость и полезность
труда для общества, способствует воспитанию у детей эмоционально-ценностного
отношения к труду.
2. Непосредственно образовательная деятельность. В дошкольном учреждении
разработаны конспекты занятий по ознакомлению с профессиями воспитателя, учителя,
врача, повара, водителя, полицейского и др. Создан учебно- методический комплект для
проведения НОД: планирование, картотеки игр, пособия, информационно-познавательные
презентации.
3. Чтение литературы. В ДОО сформирована «библиотека профессий», где собраны
разнообразные произведения детской художественной литературы и фольклора,
отображающие людей труда и трудовую деятельность. В процессе обсуждения педагоги
обращают внимание дошкольников на трудолюбивых героев и персонажей произведений,
на особенности и результаты трудовой деятельности. Дети знакомятся с тематическими
стихами, пословицами, поговорками.
4. Профориентационные игры. Применяются разнообразные игры, способствующие
ознакомлению с профессиями: сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные,
игры-квесты, игры-драматизации. В игре появляется возможность проявить свои знания и
умения. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм.
5. Просмотр видеофильмов и презентаций. В детском саду создан каталог
электронных пособий по профориентации, в котором представлены фотографии, цифровые
презентации, видео-экскурсии, научно-популярные фильмы, отрывки из художественных и
мультипликационных фильмов по многим профессиям. После просмотра цифровых
материалов происходит обсуждение, составление рассказов о профессиях.
6. Проекты. Педагоги активно разрабатывают проекты о разных профессиях.
Проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный
процесс и дает возможность построить взаимодействие на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
МОДУЛЬ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ»
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся
важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС
ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного
образования.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность,
сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в
работе ДОО, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает
положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам.
Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс
позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень
партнерских отношений.
Цель взаимодействия - объединение усилий педагогов ДОО и семьи по созданию
условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и правил, принятых в российском обществе
Задачи:
- Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей
дошкольного возраста.
- Оказать психолого-педагогической поддержку родителям в воспитании ребенка.
-
Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством
совместных мероприятий.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления
образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению
контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
2. Консультации. Это самая распространенная форма психолого- педагогической
поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые
консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются
консультации-презентации с использованием ИКТ.
3. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог
знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у
родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.
4. Педагогический тренинг. В основе тренинга – проблемные ситуации, практические
задания и развивающие упражнения, которые
«погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных
целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой
деятельности.
5. Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы.
Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса.
6. «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма
сотрудничества ДОО с родителями. Взаимодействие происходит в социальных сетях в
«ВКонтакте», «Одноклассники», через мессенджеры WhatsApp, Viber и через видеозвонки.
Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить
педагогические знания, обсудить проблемы.
7.
Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Ежемесячно проводятся
совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех
участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей
и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей.
8. «Мастерская». В рамках данной формы сотрудничества родители и педагоги (часто
при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений и
других мероприятий.
9. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия
родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения,
воспитания, оздоровления и развития детей.
10. Родительские конференции. На данном мероприятии родители делятся своим
опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции выступают педагоги, где с
профессиональной точки зрения раскрывают тему конференции.
МОДУЛЬ «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА»
Немаловажную роль в воспитании детей имеет развивающая предметнопространственная среда (РППС). При грамотном проектировании РППС в группе и других
помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на
эмоциональное состояние ребенка, способствуют его психологической безопасности.
Необходимым компонентом воспитания является и художественно-эстетическое оформление
предметного пространства ДОО самими детьми.
Цель - создание условий для реализации воспитательного потенциала предметнопространственной среды ДОО.
Задачи:
- Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям разными видами
деятельности.
- Способствовать общению и совместной деятельности детей и взрослых.
- Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера
дошкольного учреждения.
- Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,
продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно с педагогами
оформляют Центры активности в группе. Например, изготавливают «книжки- малышки» в
«Уголок книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок», делают стаканчики для
карандашей и кисточек в «Центр рисования» и т.д. Воспитательная ценность заключается в
том, что дети сначала изготавливают какие-то предметы и затем применяют их в процессе
различных видов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего
труда.
2. Совместное оформление помещений ДОО. В коридорах и лестничных пролетах
детского сада традиционно оформляются фотовыставки, экспозиции рисунков и поделок
детей. Это позволяет воспитанникам реализовать свой творческий потенциал, а также
познакомиться с работами и интересными делами других детей.
3. Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия подразумевает оформление
предметно-пространственной среды детского сада к значимым событиям и праздникам. Это
могут быть: День открытых дверей, Новый год, День Победы и другие конкретные
событийные мероприятия. Дети совместно со взрослыми изготавливают атрибуты, подарки,
сувениры, рисуют открытки, флажки, цветочки и пр.
4. Благоустройство территории ДОО. Педагоги приобщают дошкольников не только к
уборке территории детского сада, но и к посильной помощи в озеленении и
благоустройстве участков, тем самым обогащают художественно- эстетический опыт
ребенка и обеспечивают гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Самоанализ воспитательной работы в ДОО осуществляется ежегодно старшим
воспитателем и воспитателями.
Цель:
выявление основных проблем воспитательного процесса и последующее их
решение.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам,
реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа важных сторон воспитания, ориентирующий педагогов
на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми с их
сверстниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
педагогов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности.
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду
с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и
саморазвития детей.
Основными критериями анализа, организуемого в ДОО воспитательного процесса
являются:
1. Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения.
2. Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине.
3. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и
обществу.
4. Формирование позитивных установок к труду и творчеству.
5. Формирование основ экологического сознания.
6. Формирование основ безопасности.
Самоанализ проводится по двум направлениям:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей дошкольного
возраста. Критерием данного направления является динамика личностного развития детей.
Анализ осуществляется воспитателями и старшим воспитателем, затем результаты
обсуждаются.
Основной метод получения информации - педагогическое наблюдение. Это может быть
наблюдение за поведением детей в процессе режимных моментов, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в игровой и коммуникативной деятельности. Особое внимание
уделяется наблюдению за поведением ребёнка в тех ситуациях, которые побуждают его
делать тот или иной ценностный выбор.
2. Состояние организуемой в детском саду совместной деятельности детей и
взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является наличие в
дошкольном учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых. Анализ осуществляется старшим воспитателем,
воспитателями, специалистами и родителями, которые знакомы с воспитательной работой в
ДОО.
Могут быть использованы беседы с детьми о проведенных мероприятиях.
Особое внимание при этом уделяется вопросам, связанным с:
Качеством реализации воспитательного потенциала непосредственно образовательной
деятельности (НОД);
- качеством функционирования детско-взрослых сообществ;
- качеством организации и развития традиций в детском саду;
- качеством воспитательной работы мини-музеев;
- качеством дополнительных образовательных услуг;
- качеством ранней профориентационной работы;
- качеством организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, её
воспитательным потенциалом;
- качеством взаимодействия дошкольного учреждения и родителей (законных
представителей) воспитанников.
Результатом самоанализа является перечень выявленных достоинств и недостатков
воспитательного процесса и проектируемые, на основе анализа, дальнейшие педагогические
действия.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Совместная деятельность
взрослого и детей
- Двигательные подвижные
дидактические игры, подвижные игры с
правилами, игровые упражнения,
соревнования.
- Игровая: сюжетные игры, игры с
правилами.
- Продуктивная мастерская по
изготовлению продуктов детского
творчества, реализация
проектов
- Коммуникативная беседа,
ситуативный разговор, речевая
ситуация, составление и отгадывание
загадок, сюжетные игры, игры с
Самостоятельная
деятельность детей
Организация развивающей
среды для самостоятельной
деятельности детей:
двигательной, игровой,
продуктивной, трудовой,
познавательноисследовательской
Взаимодействие
с семьями
- Диагностирование
- Педагогическое
просвещение
родителей, обмен
опытом.
- Совместное
творчество детей и
взрослых.
правилами.
- Трудовая: совместные действия,
дежурство, поручение, задание,
реализация проекта.
- Познавательно-исследовательская:
наблюдение, экскурсия, решение
проблемных ситуаций,
экспериментирование,
коллекционирование, моделирование,
реализация проекта, игры с правилами.
- Музыкально-художественная:
слушание, исполнение,
импровизация,
экспериментирование, подвижные
игры (с музыкальным
сопровождением)
- Чтение художественной литературы:
чтение,
обсуждение, разучивание
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Программа
воспитания
не
предусматривает
жесткого
регламентирования
образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности,
оставляя педагогам пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из
особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной
деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив
воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников ДОО.
Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки
индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психологопедагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование
развивающей предметно- пространственной среды.
Планирование деятельности ДОО направлено на совершенствование ее деятельности и
учитывает результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации
Программы воспитания.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2021-2022 учебный год
Сентябрь 2021 год
Направление
деятельности
Традиции
детского сада
НОД
Музейная
Название мероприятия
Группы
Ответственные
Праздник «Детский сад очень рад: вновь
встречает он ребят»
в рамках «Дня
открытых дверей».
Социальная акция «Пристегнись – это
модно!» (профилактика ДТТ)
«Мама, папа, я - спортивная семья» спортивный праздник
Разработка
педагогами
конспектов,
направленных
на
воспитание
дошкольников и проведение НОД в
соответствии с календарно-тематическим
планированием ДОО.
Разработка методического обеспечения и
пополнение
материально-технического
Все группы
Ст. воспитатель,
воспитатели,
специалисты ДОУ
Воспитатели
Все группы
Все группы
Все группы
Все группы
Ст. воспитатель,
педагоги
Воспитатели
Заведующий,
ст. воспитатель,
Октябрь 2021 год
Направление
деятельности
Традиции
детского сада
Название мероприятия
Тематическое мероприятие
«Неделя здоровья»
«Неделя ОБЖ» (в рамках
всероссийского
открытого урока по ОБЖ)
Проведение серии образовательных
мероприятий по формированию у
детей
эмоционально-ценностных
представлений о своей семье, родном
доме, своей малой Родине.
«Осенний праздник»
НОД
Музейная
педагогика
Ранняя
профориентация
РППС
Работа с
родителями
Разработка педагогами конспектов,
направленных
на
воспитание
дошкольников и проведение НОД в
соответствии
с
календарнотематическим планированием ДОО.
Экскурсии по мини-музеям
ДОУ: ознакомление и игры с
экспонатами.
Фотовыставки «Профессии наших
родителей»
Смотр-конкурс по подготовке РППС
к
новому
учебному
году
«Воспитательный
потенциал
предметно-пространственной
среды группы».
Конкурс поделок из природного
материала
«Осенняя мастерская»
Родительские собрания «Ранняя
Группы
Все группы
II младшая,
средняя,
старшая,
подготовит.
Все группы
Все группы
Все группы
Все дошкольные
группы
Все группы
Все группы
Все группы
2 младшая,
Ответственны
е
Ст.
воспитатель,
педагоги
Воспитатели
Воспитатели,
специалисты
ДОУ
Ст.
воспитатель,
педагоги
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Ст.
воспитатель,
воспитатели
Ст.
воспитатель,
воспитатели
Заведующий,
профориентация как средство
социальной адаптации
дошкольников»
средняя, старшая,
подготовит.
ст.
воспитатель,
воспитатели
Ноябрь 2021 год
Направление
деятельности
Традиции
детского сада
НОД
Музейная
педагогика
Ранняя
профориентация
РППС
Работа с
родителями
Название мероприятия
Группы
Общественно-политический праздник
«День народного единства».
«Осенины» - день именинника для
детей, рожденных осенью
Все группы
Выставка творческих работ ко Дню
Матери «Вместе с мамой мастерим».
Разработка педагогами конспектов,
направленных
на
воспитание
дошкольников и проведение НОД в
соответствии
с
календарнотематическим планированием ДОО.
Виртуальные экскурсии в музеи
города.
Проект «Маршрут выходного дня»
Экскурсии по детскому саду с целью
ознакомления профессий взрослых.
Экскурсии по детскому саду с целью
ознакомления профессий взрослых.
Все группы
Защита проектов по профориентации
дошкольников (в том числе
пополнение предметной среды групп)
Конкурс поделок «Рождественская
феерия» (в рамках областного
конкурса)
Конкурс поделок и рисунков «Мое
любимое животное» (в рамках
областного конкурса)
Ответственные
Ст. воспитатель,
педагоги
Все группы
Все группы
Все
дошкольные
группы
I младшая
Все
дошкольные
группы
Все группы
Ст. воспитатель,
воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Ст. воспитатель,
Воспитатели
Ст. воспитатель,
воспитатели
Все группы
Воспитатели
Все группы
Воспитатели
Декабрь 2021 год
Направление
деятельности
Традиции
детского сада
НОД
Музейная
педагогика
Название мероприятия
«День Героев Отечества» тематическое мероприятие.
Праздника «Новый год».
Разработка педагогами конспектов,
направленных
на
воспитание
дошкольников и проведение НОД в
соответствии с календарнотематическим планированием ДОО.
Экскурсия в комнату боевой славы
«Мы память бережно храним» (в
рамках празднования Дня Героев
Группы
Ответственные
Все группы
Ст. воспитатель,
педагоги
Воспитатели
Воспитатели
Все группы
Все группы
Все
дошкольные
группы
Ст.
воспитатель,
воспитатели
Ранняя
профориентация
РППС
Работа с
родителями
Отечества)
Создание музейной экспозиции
«Музей Деда Мороза»
Смотр-конкурс «Дидактические
игры по ознакомлению с
профессиями».
Смотр-конкурс новогоднего
оформления групп «Новогодняя
сказка».
Совместное изготовление в
«Мастерской» атрибутов и
костюмов для новогоднего
праздника.
Все группы
Воспитатели
Все группы
Воспитатели
Все группы
Ст. воспитатель,
воспитатели
Все группы
Воспитатели,
специалисты
ДОУ
Январь 2022 год
Направление
деятельности
Традиции
детского сада
НОД
Музейная
педагогика
Ранняя
профориентация
РППС
Работа с
родителями
Название мероприятия
Группы
Ответственные
Социальная акция «Зимние забавы»
(пропаганда здорового образа жизни).
Комплекс досуговых мероприятий
«Зимние забавы».
Все группы
Проведение серии образовательных
мероприятий
по
воспитанию
дружеских взаимоотношений между
детьми, уважительного отношения к
окружающим людям.
Праздник «Рождественские
посиделки».
Все группы
Ст. воспитатель,
воспитатели
Воспитатели,
специалисты
ДОУ
Воспитатели,
специалисты
ДОУ
Изготовление атрибутов к
играм, лэпбуков, элементов
костюмов в
«Мастерской профессий».
Конкурс кормушек для птиц
«Птичья столовая».
Смотр-конкурс «Лучший уголок по
изобразительной деятельности»
Родительскиесобрания
«Нетрадиционные техники рисования
как средство развития творческих
способностей дошкольников»
Все группы
Все
дошкольные
группы
Все
дошкольные
группы
Воспитатели
Воспитатели
Все группы
Ст. воспитатель,
воспитатели
Все группы
Ст. воспитатель,
воспитатели
Февраль 2022 год
Направление
деятельности
Традиции
детского сада
Название мероприятия
Творческие мастерские «Подарок
папе».
Тематический праздник «День
защитника Отечества».
Военно-спортивная игра
Группы
Ответственные
Все группы
Ст. воспитатель,
педагоги
Средняя,
старшая
Старшая.
НОД
Музейная
педагогика
Ранняя
профориентация
РППС
Работа с
родителями
«Зарница», посвященная «Дню
защитника Отечества».
Фотовыставка «Наши папы удалые».
Проведение серии образовательных
мероприятий по ознакомлению с
Героической историей и
государственными символами
России.
Смотр-конкурс на лучший уголок
краеведения «Край, в котором я
живу».
Открытые
мероприятия
по
организации профориентационных
игр
(сюжетноролевых,
настольных,
дидактических,
подвижных,
игр-квестов,
игрдраматизаций).
Разработка творческих проектов
«Оформление музыкального зала
для проведения 8 марта»
Экологическая акция «Покормите
птиц зимой».
подготовит.
Все группы
Все группы
Все
дошкольные
группы
Все
дошкольные
группы
Все группы
Все группы
Воспитатели
Воспитатели,
специалисты ДОУ
Ст. воспитатель,
воспитатели
Воспитатели
Ст. воспитатель,
воспитатели,
специалисты ДОУ
Ст. воспитатель,
воспитатели
Март 2022 год
Направление
деятельности
Традиции
детского сада
НОД
Музейная
педагогика
Ранняя
профориентация
РППС
Работа с
родителями
Название мероприятия
Творческие мастерские «Подарок для
мамочки и бабушки».
Проведение праздника «8 Марта».
Проведение серии образовательных
мероприятий
по
формированию
бережного отношения к окружающему
природному миру.
Конкурс на лучшего экскурсовода среди
детей группы и детского сада «Я
покажу тебе музей».
«Мы
выбираем спорт!»
(ознакомление дошкольников с
профессиями, связанными со
спортом, пропаганда ЗОЖ) .
Выставка-презентация электронных
пособий и игр по формированию основ
ЗОЖ дошкольников.
Родительские собрания «ЗОЖ в детском
саду и дома».
День открытых дверей «Современные
формы и методы работы с
дошкольниками».
Апрель 2022 год
Группы
Все группы
Все группы
Все группы
Ответственные
Ст.
воспитатель,
педагоги
Воспитатели,
специалисты
ДОУ
Все
дошкольные
группы
Все
дошкольные
группы
Ст. воспитатель,
воспитатели
Все группы
Ст. воспитатель,
воспитатели,
Все группы
Заведующий,
воспитатели
Заведующий, ст.
воспитатель,
воспитатели
Все группы
Ст. воспитатель,
воспитатели
Направление
деятельности
Традиции
детского сада
НОД
Музейная
педагогика
Ранняя
профориентация
РППС
Работа с
родителями
Название мероприятия
Группы
Ответственные
Социальная акция «Окна Победы».
Все группы
Социальная акция «Открытка для
ветерана».
Проведение серии образовательных
мероприятий по патриотическому
воспитанию дошкольников.
Экскурсия к памятнику героям
ВОВ
Фотовыставка «Кем быть?».
Старшая,
подготовит.
Все группы
Ст. воспитатель,
воспитатели
Конкурс родительских уголков по
теме «Воспитание в семье».
Конкурс рисунков и поделок «Мы
– правнуки Победы»
Старшая,
подготовит.
Все
дошкольные
группы
Все группы
Все группы
Воспитатели,
специалисты
ДОУ
Ст. воспитатель,
воспитатели
Ст. воспитатель,
воспитатели
Ст. воспитатель,
воспитатели
Ст. воспитатель,
воспитатели
Май 2022 год
Направление
деятельности
Традиции
детского сада
Название мероприятия
Выставка детских рисунков «День
Победы».
Праздник «День Победы»
Социальная акция «Бессмертный полк».
НОД
Музейная
педагогика
Проведение образовательных
мероприятий нравственнопатриотического характера,
посвященных Дню Победы.
Создание музейной экспозиции в
группах «День Победы».
Ранняя
профориентация
Презентация лэпбука «В мире
профессий».
РППС
Работа с
родителями
Акция «Зеленый сад»
(благоустройство и озеленение
территории детского сада)
Спортивный праздник «Олимпийская
семья».
Группы
Ответственные
Все
дошкольные
группы
Старшие
Ст. воспитатель,
педагоги
Все
дошкольные
группы
Старшая,
подготовит.
Все
дошкольные
группы
Все
дошкольные
группы
Все группы
Все группы
Воспитатели,
специалисты
ДОУ
Ст.
воспитатель,
воспитатели
Ст.
воспитатель,
воспитатели
Ст.
воспитатель,
воспитатели
Ст. воспитатель,
педагоги